О, нет! Где JavaScript?
Ваш браузер не поддерживает JavaScript или же JavaScript отключен в настройках. Пожалуйста, включите JavaScript в браузере для корректного отображения сайта или обновите свой браузер на поддерживающий JavaScript. Включите JavaScript в своем веб-браузере, чтобы правильно просматривать этот веб-сайт или обновить веб-браузер, поддерживающий JavaScript.

Школьная служба медиации

Школьная служба медиации (примирения)

Положение о службе медиации в образовательном учреждении (скачать)

Медиация - это способ урегулирования споров при содействии медиатора(независимого лица или лиц, привлекаемых сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного участия в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Школьная служба медиации (примирения)

Школьная служба медиации (примирения) это:

  1. Разрешение конфликтов силами самой школы.
  2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
  3. Профилактика школьной дезадаптации.
  4. Школьное самоуправление подростков школы.

Основная цель службы школьной медиации (примирения) состоит в формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликты.

Задачи службы медиации (примирения):

  • создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп;
  • внедрение новых форм, технологий и методов работы для решения конфликтов мирным путем;
  • интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, повышение эффективности социальной и психологической помощи, оказываемой детям;
  • повышение квалификации педагогов школы по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике.

Зачем нужна медиация (примирения) школе?

Подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Используемая нами восстановительная медиация позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем.

Школьная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивных способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными.

Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.

Служба школьной медиации готова работать со всеми участниками образовательного учреждения и организовать медиацию между всеми категориями участников образовательных отношений:

  • учениками ( достигшими возраста 10 лет);
  • учениками и родителями;
  • родителями;
  • учителями и родителями;
  • учениками и учителями.

Состав службы школьной медиации

Руководитель: Посадскова Любовь Витальевна, заместитель директора по воспитательной работе
Медиаторы из числа педагогов школы:
Варфоломеева Т.Г. педагог – психолог
Вольская М.Д. педагог – психолог
Голованова Л.Р. социальный педагог
Медиаторы из числа учащихся школы:
Ученики 7 «Г» класса – 3 человека

Как происходит процесс медиации?

Суть процесса медиации в том, что спорщики сами должны прийти к оптимальному решению, которое в равной степени устроит обе стороны и будет понятно всем участникам. Медиатор только организует беседу, то есть, просто держит конфликтующие стороны в определенных границах, не позволяя им оскорблять друг друга, переходить на личности, уходить в сторону от обсуждения спорного вопроса или ущемлять интересы кого-либо из участников. Обидчик обязательно должен компенсировать нанесенный им ущерб, а достигнутые договоренности должны будут неукоснительно соблюдаться обеими сторонами. И в этом не будет никакого внутреннего конфликта, потому что решение спорщики выработали сами, они понимают его от и до, согласны с его сутью. Поэтому службу медиации в школе и называют службой примирения.

Правовая основа организации служб школьной медиации (примирения) в образовательных организациях:

Нормативно-правовое обеспечение деятельности служб медиации


п/п

Наименование нормативно-
правового акта

Краткое обоснование включения нормативного правового акта в нормативно-правовое обеспечение деятельности служб медиации

1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- регулирование отношений субъектов взаимодействия в сфере образования;
- определение ответственности сторон;
- основные принципы инновационной деятельности;
- регулирование разработки программ развития образовательных организаций.

2.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

- регулирование отношений, возникающих в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации.
 

3.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"

- регулирование отношений, связанных с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений.

4.

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы"

- регулирование отношений, связанных ссозданием системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия

 

5.

Методические рекомендации по развитию служб медиации (примирения)в образовательных организациях и в организациях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Министерство просвещения Российской Федерации. Письмо от 28.04.2020 №ДГ-375/07 О направлении методических рекомендаций.

- разработаны для использования в деятельности органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также организациями, заинтересованными во внедрении медиативной и восстановительной практик в работу с несовершеннолетними и их семьями. Предлагают две модели реализации процедур для урегулирования конфликтных и проблемных ситуаций: медиативная и восстановительная, которые направлены на мирное урегулирование сложных ситуаций, ответственное принятие решений по урегулированию ситуаций, сотрудничество, взаимопонимание.

 

6.

Межведомственный план комплексных мероприятий по реализации концепции развития служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, до 2025 года

- определяет основные цели, задачи и направления действий по созданию сети служб медиации, организации их работы, подготовке кадров, внедрению с их помощью медиативной и восстановительной практики в работу с детьми и подростками, вовлечению всех государственных и общественных институтов, участвующих в воспитании и формировании личности – от семьи до высшей школы.

7.

Стратегия развития воспитания на 2015-2025 гг.

развитие инструментов медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде и в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении деятельности других организаций, работающих с детьми.