Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания
Средство обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и рационально можно достигнуть поставленной цели обучения.
Под средством обучения понимают: "материальный или идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения знаний" (П. И. Пидкасистый).
Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.
Выделяют 2 группы средств обучения:
- средства, как источник информации;
- средства, как инструмент усвоения учебного материала.
Все средства обучения делятся на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.
В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению.
Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Идеальные средства обучения | Материальные средства обучения |
---|---|
1 уровень – на уроке: | |
Произведения искусства, другие достижения культуры (живопись, музыка, литература), средства наглядности (чертежи, рисунки, схемы), учебные компьютерные программы по теме урока, системы знаков, формы организации учебной деятельности на уроке. | Отдельные тексты из учебника, задания, упражнения и задачи для решения учащимися тестовых материалов, лабораторное оборудование, ТСО. |
2 уровень – учебный предмет: | |
Системы условных обозначений различных дисциплин, учебные компьютерные программы охватывающие весь курс обучения предмета, развивающая среда для накопления навыков по данному предмету. | Учебники и учебные пособия, дидактические материалы, методические разработки (рекомендации по предмету). |
3 уровень – весь процесс обучения: | |
Система обучения, методы обучения, система общешкольных требований. | Кабинеты для обучения, библиотека, столовая, помещение для администрации и педагогов, раздевалки, подсобные помещения. |
Каждый элемент системы средств обучения представляет собой сложную и самостоятельную подсистему.
Средства обучения (СО), используемые в образовательных учреждениях:
- натуральные объекты;
- модели;
- учебные приборы (кабинет физики, химии, биологии);
- экранно-звуковые средства обучения;
- печатные средства обучения;
- станки, верстаки, инструменты; (кабинет технологии).
Информация, передаваемая с помощью СО - научно достоверная, соответствует современному состоянию изучаемой науки, а содержание, объем и глубина заложенная в СО информации соответствует содержанию программы и учебника. СО соответствуют возрастным особенностям и уровню подготовки обучающихся, доступно для обучающихся конкретного возраста, соответствует достигнутому уровню знаний, умений и навыков обучающегося. СО активизируют внимание обучающихся, вызывают интерес и сосредоточение на объекте, явлении, результате. СО пригодны к применению современных методов и организационных форм обучения.
Компьютерная техника используется во всех учебных кабинетах, в кабинете директора, замдиректора, библиотеке, спортивном зале. Все учителя используют компьютерную технику при подготовке к урокам, на уроках:
- подготовка печатных раздаточных материалов к урокам: (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы, тесты к ГИА, ЕГЭ);
- мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, аудиозаписи реальных лекций, учебные видеоролики, компьютерные модели физических экспериментов);
- интерактивное обучение в индивидуальном режиме;
- обработка учащимися статистических данных (построение таблиц, графиков, создание отчётов);
- использование на уроках и при подготовке к ним интернет-ресурсов;
- учащиеся при подготовке домашних заданий, на уроках при выполнении различных заданий по предметам, при подготовке и ГИА и ЕГЭ.
100% учителей школы владеют информацией о современных педагогических технологиях, активизирующих процесс обучения. 100% учителей используют различные технологии полностью или приёмы элементов технологий.
В школе сформирован фонд школьной медиатеки. Все учителя по всем предметам имеют диски, которые используют их на уроках. ЦОР используют учителя при проведении внеурочной работы, элективных, факультативных курсов
В учреждении имеются 658 компьютеров, 577ноутбуков. Каждый учебный кабинет оснащен автоматизированным рабочим местом, которое включает в себя: компьютер, интерактивную доску с проектором, лазерный принтер. На компьютерах установлены операционные системы Windows.
Функционируют 2 стационарных компьютерных класса и один мобильный класс, объединенные единой локальной сетью.
Весь компьютерный парк школы оснащен новейшим программным обеспечением, включающим в себя не только учебные программы, но и сервисный и мультимедийный софт. Все участники образовательного процесса являются активными пользователями Регионального Интернет Дневника, который позволяет не только контролировать успеваемость, но и обмениваться файлами и совершать видео и голосовые звонки.
В школьной библиотеке имеется книжный фонд, включающий в себя учебники по различным линиям УМК
Информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети
Создан дополнительный модуль под названием «Электронная библиотека», - дополнительный сервис, позволяющий всем участникам образовательного процесса пользоваться виртуальной библиотекой, размещенной на сервере школы. Сервис создан в оболочке «MARK-SQL»; Учащиеся и педагоги школы в своей деятельности активно используют сервис «Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании», который позволяет всем желающим при условии регистрации на нем, принимать участие в вебинарах, интерактивных конкурсах и дистанционных олимпиадах.